На мой взгляд, одна из худших бед нашего кинематографа - вот такая элементарная "ясность", когда уже в начале фильма зритель безошибочно определяет, кто "положителен" и кто "отрицателен".
Неужели так одинаково, так скудно складываются судьбы хотя бы у тех людей, которые смотрят фильм в этой же зале? Помните, у Толстого: "Если столько голов, столько умов, то и столько сердец, столько родов любви..."
А в кино эту неповторимость часто пытаются подменить внешней эффектностью, неожиданными ракурсами, своеобразным использованием звука. Я понимаю, это выразительные средства кинематографа, это его оружие. Но коль нет в сценарии, в фильме людей с их определёнными характерами, непохожими судьбами, нет развития взаимоотношений - нет и произведения искусства. Потому что искусство - это всегда человековедение. Неужели так одинаково, так скудно складываются судьбы хотя бы у тех людей, которые смотрят фильм в этой же зале? Помните, у Толстого: "Если столько голов, столько умов, то и столько сердец, столько родов любви..."
Иннокентий Смоктуновский, из книги "Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли".